Понедельник
21.07.2025
16:20
Приветствую Вас Гость
RSS

 
САЙТ 
учителя изобразительного искусства
Соболевской Ольги Викторовны
Главная Регистрация Вход
О.В.Соболевская, учитель изобразительного искусства »
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

О.В.Соболевская, учитель изобразительного искусства

ЛГ МБОУ «СОШ №1», г.Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

 «Личностно-ориентированне обучение-это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, а затем согласовывается с содержанием образования», пишет И.С.Якиманская в своей статье «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения». [5, с.31]         

Целью художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования, по словам И.С. Якиманской, является   формирование личности человека культуры и развитие общих специфических способностей учащихся средствами изобразительного искусства и через изобразительную деятельность. Технологии, направленные на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания, переживания и изобразительной деятельности. [4]

 На уроке, где применяются технологии личностно ориентированного обучения, господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности.

 На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Осуществляются объединение, интеграция различных дисциплин.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо хоро­шо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащи­мися, учитывать их возрастные особенности, держать эмоциональный настрой обучающихся. Важно, как учитель посоветует начать работу и какое даст напутствие учащемуся. Нужно знать в какой степени вмешаться в работу ученика.

 Для уроков изобразительного искусства эмоционально положительный настрой обучающихся, помимо использования литературного ряда, формирует   музыкальное сопровождение творческого процесса. [2, с. 99]

Красота музыки – могучий источник мыслей. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влияниями музыкальной мелодии, оживляет мысль, как бы направляя ее в многочисленные ручейки в единое русло. Ребенок  стремится нарисовать то, что он чувствует. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед детьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка сосредотачивается на предметах и влияниях, которые в новом свете открывают перед ним музыка, его мысль рисует яркую картину действительности. Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен об­ратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во мно­гом зависит результат творческой деятельности.. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. [1, с.28]  Впечатления от услышанных музыкальных произведений усиливают развитие образного мышления, воображение, обогащает внутренний мир ребенка.

Цель художественной подготовки с позиции личностно-ориентированного образования - формирование личности человека культуры и развитие общих специфических способностей учащихся средствами изобразительного искусства и через изобразительную деятельность. Технологии, направленные на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания, переживания и изобразительной деятельности.

По традиции, каждое из искусств, дается школьникам раздельно, слабо скреплено с их общими знаниями, представлениями и деятельностью. Слабо развита и общая теория художественного воспитания и становления личности ребенка под воздействием искусств, в том числе и в процессе их взаимодействия.

В связи с этим возникла идея создания структуры, где взаимодействуют искусство во главе с музыкой и изобразительным искусством. Занятия проводились таким образом , что стержнем всей работы была музыка, ее содержание, эмоциональная окраска, круг ее образов. Именно музыка давала толчок изобретательности и пластике, она передавала состояние персонажей.[6]

Между музыкой и изобразительным искусством существуют многосторонние связи. Прежде всего, необходимо отметить, что они в одинаковой мере повышают эмоциональную активность, вызывают чувства внутреннего мира человека и подводят его к осмысливанию, пониманию того, что жизнь есть подлинный источник художественных произведений искусства. Мелодия, интонация, лад, ритм, гармония в музыке, равно как и наполненная глубоким содержанием внешняя форма, цветовая гармония, ритм пятен, линий, объемов, настроений в изобразительном искусстве отражает окружающую нас действительность – мир природы, мир человеческих чувств.

Например, наиболее близкие и понятные ребятам композиторы-  Чайковский, Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский. Чайковский для ребят будет, прежде всего, композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевающим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодии.

Бетховен предстанет перед ними как автор музыки сильной, мужественной, героической.

Шопен воплощает в своей музыке красоту и изящество, в то же время и глубокие переживания, связанные с борьбой своего угнетенного народа за свободу и справедливость.

Прокофьев будет воспринят ребятами как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства, композитор, развивающий патриотические традиции в музыке.

Дунаевский как автор жизнерадостных, жизнеутверждающих патриотических традиций в музыке.

Конечно, невозможно обойтись без музыки Римского-Корсакова, Бородина, Мусорского, Рахманинова, Щедрина, а также зарубежных композиторов – Баха, Моцарта, Шуберта, Верди и др. Знакомясь с музыкой названных композиторов на уроках музыки, ребята усваивают определенные специфические закономерности, шаг за шагом приближаясь к качественному восприятию музыки.

От того, насколько умело и грамотно мы сумеем завязать музыку в канаву урока изобразительного искусства, настолько проявится сила эмоционального воздействия на чувства ребят.

Необходимо точно представить себе, какую задачу призвано решать конкретное музыкальное произведение в данном уроке изобразительного искусства. Музыка, конечно, может звучать как фон для создания определенной обстановки, при этом важно учитывать ее настроение, силу звучания.

Может прозвучать музыкальное произведение или его фрагменты в начале или по ходу урока, в процессе работы учащихся. При этом необходимо предложить детям вслушаться в звучащую музыку, выяснить, что роднит ее с произведениями, над которыми работают дети самостоятельно или с теми, которые они задумали выполнить сегодня, созвучна ли эта музыка с произведениями, с которыми знакомятся ребята на уроке.

Важно обратить внимание ребят на настроение музыки, средства музыкальной выразительности (характер мелодии, темп, ритмические особенности, яркие интонационные обороты, тембры инструментов, певцов). При этом сравнить, что общего есть в средствах художественной выразительности произведений в связи с темой урока.

Преподаватель может сказать перед звучанием музыки несколько слов, чтобы настроить учащихся на определенное восприятие, но, возможно, что весь ход предыдущей работы на уроке уже несет в себе настроение, и тогда не нужно объяснений и комментариев, важно дать возможность ребятам вслушаться в музыку, всмотреться в картину.

На уроке может звучать музыка не только созвучная задачам урока, но и несущая самостоятельную окраску: «яркая», «красочная», «живописная». И хотя она служит «фоном» для художественного произведения, художественной деятельности, но нуждается в самом уважительном отношении к себе.

Учитель должен выстроить музыкальный ряд на уроках изобразительного искусства таким образом, чтобы звучание музыки способствовало более углубленному эмоциональному восприятию зрительных образов.[3, с.22]

Исходя из конкретных условий и особенностей класса, педагог должен сам планировать, как использовать музыкальный материал так, чтобы он имел определенное художественное воздействие на учащихся, способствовал бы выстраиванию определенной и наиболее интересной драматургии урока, тактично и органично включился в ткань урока.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение на уроках изобразительного искусства позволяет построить учебный процесс с учетом  личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности.

В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы уроки изобразительного искусства в комплексе с музыкой оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение творчества способствует успешному решению воспитательных задач урока.


Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • ЛГ МБОУ "СОШ №1"
  • Сайт учителя английского языка Плотниковой Н.Л.
  • Сайт учителя ИЗО Красикова С. А.
  • Портфолио учителя